Добавить в избранное
Стэнли Кубрик
Барри Линдон (Barry Lyndon) Год создания: 1975
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Патрик Макджи, Леонард Росситер, Филип Стоун, Вульф Калер, Райан О'Нил, Мариса Беренсон, Харди Крюгер, Стивен Беркофф, Гай Хамильтон, Мэри Кин, Диана Кернер, Мюррэй Мелвин, Фрэнк Миддлмасс, Андре Морелл и др.
Продолжительность: 184 мин

Экранизация классического романа Уильяма Теккерея «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим» в фильмографии Стэнли Кубрика стоит особняком. И дело тут совсем не в бюджете (11 млн. долларов – значительная для 1975 года сумма) или рекордных для режиссёра семи номинациях на «Оскар». Высказанная некогда мысль об относительной слабости картины (естественно, в контексте всей фильмографии Кубрика) со временем превратилась в некую аксиому. Многие видят в этом злую шутку, иронию судьбы – не оценив по достоинству очевидные шедевры (трио в составе «Космической одиссеи», «Доктора Стрейнджлава» и «Заводного апельсина») Киноакадемия обратила внимание на «Барри Линдона». Сложился стереотип. Единственный выход – личное знакомство с баловнем судьбы, пытавшимся быть тем, кем на самом деле никогда не являлся.

Картина почти с математической точностью поделена на две части – в первой зритель наблюдает за вхождением Редмонда Барри в высшие круги английского общества конца XVIII – начала XIX века; во второй – следит за бедами и невзгодами графа Барри Линдона, выпавших на долю героя после женитьбы на графине Линдон. Внушительный хронометраж (185 минут) позволил режиссёру показать не только трансформацию/эволюцию Барри, но и со знанием дела порассуждать о злодейке-судьбе, роке, возмездии и т.п. Как обычно, Кубрик находится как бы над «схваткой» своих персонажей, не желая принимать ту или иную сторону. В этом смысле, нравоучительная история Барри Линдона предстаёт перед зрителем как классическое жизнеописание, где чувства (сострадание, ирония) к героям заменены констатацией, голой фактологией. Режиссёр подробно останавливается на «что?», «кто?» и даже «почему?», забывая при этом о необходимых в таких случаях nota bene. Герои здесь не более чем пешки на шахматной доске. Для Кубрика они функции, винтики им же созданного механизма. Все точки над i расставляет эпилог – «показанные персонажи жили и ссорились во времена царствования Георга III. Теперь же все они уравнялись в добре и зле, красоте и уродстве, богатстве и бедности».


Кадры из фильма:
   
© 2007