Добавить в избранное
Стэнли Кубрик

Рецензия на фильм "Беовульф"

Как оказалось, в "Беовульфе" всё построено на Эго, и только-то. Когда 50-летний Рэй Уинстоун, "физическая модель" для главного героя, хвастается направо и налево, как было круто стоять в обтягивающем синем трико, разоблачающем все недостатки тела в самых его очевидных местах, перед сексуальной Анжелиной Джоли, и при этом знать, что на экране они превратятся в гору подтянутых мускул, включая упругую мужскую задницу, – невольно ухмыльнёшься и всё поймёшь. Если не в курсе, Уинстоун – это такой рыжий невысокий увалень с грубым голосом, с детства занимавшийся боксом и уже в возрасте прославившийся на английском телевидении (в частности, в роли короля Генриха VIII). Летом мы увидим его в "Индиане Джонсе и Царстве хрустального черепа" (2008).

Свою первую подобную "подставу" Роберт Земекис сотворил ещё в "Форресте Гампе" (1994), имплантировав Тома Хэнкса в документальную кинохронику. Теперь технологии подтянулись до уровня волшебства, и перед нами разверзлась очередная революция под названием "performance capture" – на актёрах устанавливается две сотни сверхчувствительных светоотражающих меток, данные с которых программируются на цифровую компьютерную модель и впоследствии генерируют полноценный анимированный персонаж, наделённый человеческой ментальностью. Гордость Земекиса в том, что по сути он реализовал свою, некогда казавшуюся фантастической, мечту – отделить технологическую часть кинематографа, от творческой. Только актёр, режиссёр и оператор, всё. Одним словом, будущее начинается здесь.

И никто не скажет, что это плохо, никто не против ультрасовременных новаций в кинопроизводстве. Но пройти мимо такого сугубо "человеческого фактора", как одушёвлённость – нельзя. Пройти мимо такого сомнительного обстоятельства, как достоверная симуляция – невозможно. Если мы отделяем технологию от искусства, тогда пора вводить вторую шкалу рейтинга, и за фантастику ставить пять с плюсом, но за реальность – ноль. Нет ничего более пугающего, и это доказал ещё "Полярный экспресс" (2004), чем клоническая радость людских подобий. Спасает только жанр сказки, кое-где приукрашенный смайлами. Если стоит задача максимально приблизить мимику CGI-персонажей к правдивой, то учитесь у специалистов DreamWorks и Pixar, чьи цеха по нескольку лет работают над гримасами своих воспитанников. Если же стоит иная цель, чтобы нога человека ступила в художественные края, населённые его же фантазией – это совсем другое дело, но...

То, что мы видели в "Звёздных войнах", "Гарри Поттере", "Властелине колец" и "Пиратах Карибского моря" отличалось от "Беовульфа" только одним – живыми исполнителями (и то не всегда), а значит и феноменом харизмы. Форматный же гибрид мультфильма с фэнтези, по которому бродят призраки блестящих драматических актёров Энтони Хопкинса и Джона Малковича, приемлем лишь как трёхмерный аттракцион, оптимальный для проекции в театрах IMAX. Мощная подводная битва Беовульфа с морскими монстрами, полёт на шее золотого дракона, немыслимые зигзаги камеры, ну и конечно фотореалистичная до звёзд вокруг головы Анжелина – Краса-Длинная-Коса, искусительная, соблазнительная, и даже подстрекательная, но запретная. Если честно, то за те совокупные десять минут, что она фигурирует на экране, Земекис и провёл рекламную кампанию своей концепции 3D-кино. Если раньше была фраза "фильм со спецэффектами", то теперь мы будем говорить – "фильм-спецэффект".

Сам "Беовульф", по преобладающей версии написанный на древнеанглийском языке старым аллитерационным стихом неизвестным монахом в VIII веке, имеет не большее отношение к фильму, какое кролик Роджер к лесному зайцу. Несмотря на такие издержки, как идеализированность, "Беовульф"-первоисточник – матёрое, объёмное и беспристрастное повествование, как и положено эпосу, целая культура. Народные героические мифы, гонимые по свету холодным северным ветром и изящно, подробно, с христианским уклоном описанные в обугленном манускрипте, не родня "детскому" хай-теку Роберта Земекиса и его сценаристов Нила Геймана ("Звёздная пыль", 2007) и Роджера Эйвари ("Криминальное чтиво", 1994). У голливудского "Беовульфа" огромное Эго, да только члена нет!



Источник: www.interkino.ru
   
© 2007