Добавить в избранное
Стэнли Кубрик

"Кука". Рецензия

На этой неделе в прокат вышли целых шесть отечественных картин, что по количеству очень даже немало. Вопрос качества, как обычно, кинопроизводителей заботит куда меньше, но и тут есть небольшие исключения. К ним, видимо, и относится художественный фильм «Кука», и еще один повод пристальнее приглядеться к картине — Ярослав Чеважевский, режиссер и сценарист картины, для которого это дебют в полнометражном кино. До этого Чеважевский прославился лишь рекламными роликами, в этот же раз задача у него посложнее — держать зрителя во внимании не минуту, а почти целых два часа.

Не долго, видимо, думая, Чеважевский построил сюжет на всем известном приеме — антитезе, то бишь противопоставлении. Живет себе женщина Лена в городе Москве — и жизнь у нее неплохая, не безбедная, размеренная, только нет в ней душевного спокойствия. И вот однажды в ходе нехитрого драматургического хода случается Лене поехать в славный (так, по крайней мере, настаивает автор) город Питер.

А там живет себе поживает девочка Кука (этимология этого имени в ходе картины никак не разъясняется), хозяйство ведет, жизнью в полной мере наслаждается, даром что ей всего шесть лет. Естественно, Кука и Лена однажды встречаются — город-то маленький, да и повествование надо как-то двигать, в общем, начало прекрасной дружбы такое получается.

Между тем, несмотря на излишнюю скупость сюжета, в картине значимые события происходят каждые пять минут — другое дело, что под их влиянием генеральная линия не спеша провисает до такой степени, что к концу становится понятно, что интрига присутствует лишь в пресс-релизе. Но это далеко не беда, есть же в конце концов такая категория фильмов, где хитросплетения сюжета лишь во вред, если бы не стремление господина Чеважевского объять необъятное.

При таком скромном хронометраже автор пытается если не дать срез современного общества, то, по крайней мере, показать как можно больше социальных язв — что вспоминаются тоскливые картины начала 90-х про беспросветное существование обывателя. Дело, конечно, благородное и в переломный для страны момент, в коем она уже находится без малого двадцать лет, даже необходимое, но заявленная история проходит по ведомству слезливых мелодрам, а не социального хоррора, который так и норовит показать свое неприятное лицо.

Сложно сказать — злой ли это умысел или благие намерения господина Чеважевского, но противопоставление, указанное в сюжете, играет с ним злую шутку: наивно-трогательная и неглупая, что в отечественном кино большая редкость, история норовит обличать и поучать, и для этого требуется совсем необязательный пункт работы Лены в собесе, где пытаются «помочь людям» и прочие мытарства, замешанные на деньгах. Очень это тянет на социальный памфлет, для которого, как известно, особые умения нужно иметь, отсутствие которых вкупе с притянутым за уши излюбленным противопоставлением Москва-Питер выглядит совершенно нелепо.

С другой стороны, когда в кадре появляется заглавная героиня, холодный расчет улетучивается восвояси — абсолютно беспроигрышный вариант. Потому что оставаться равнодушным к маленькой девочке, которая самозабвенно, как говорится — жизнь заставила, изображает взрослую, это надо быть человеком, из которого делают гвозди.

И Анастасия Добрынина, которая играет Куку, конечно же, маленькое чудо — хоть и так понятно, кто в этой истории главный — но поразительная смесь детской непосредственности и актерского таланта творит невообразимые вещи. Все остальные актеры, в том числе и Дина Корзун, играющая Лену, остаются на периферии. Выделиться, хоть это и позволяет сценарий, не удается ни Дюжеву, ни Половцеву, ни двум косящим под Джея и молчаливого Боба молодцам. Если бы вся творческая группа работала на таком уровне.

Потому, что дальше опять о грустном. Постановка художественного фильма «Кука», к несчастью, является широко распространенным примером, как не надо снимать фильмы. Удручающе бедная камера — достаточно сказать, что 90 процентов планов сделано со средней точки, которая вполне бы сгодилась для бесконечности сериалов, но не для романтической истории, даром что время действия осень — иначе бы дело картинка, как и работа художника, совсем бы шла параллельно драматургии. К слову, в фильме есть две исключительно выдающихся сцены, но, видимо, по злому року, совершенно опциональные для композиции — все это приправленное чудовищными музыкальными номерами с текстами из серии «кровь-любовь» рекомендует, мягко скажем, Ярослава Чеважевского далеко не с лучшей стороны.

И все же, делая обязательную поправку на дебют, «Кука» явление очень приятное для отечественного экрана. И пусть притягательность данной картины целиком лежит на хрупких плечиках Анастасии Добрыниной, господина Чеважевского и его творение, наверное, не стоит обижать, потому что, как говорил Николя Гоголь — «Нашего человека надо уважать хотя бы за намерение». А намерения в нашем случае самые благие.



Источник: www.rambler.ru
   
© 2007