Добавить в избранное
Стэнли Кубрик

Русалка

Красивые истории о странных одиноких девочках всегда будут пользоваться успехом. Формула эта имеет две составляющие: юные девочки и всегда актуальная притча об одиночестве. А что такое, собственно, притча об одиночестве? Это рассказ о том, что знакомо практически каждому. Вот ты, а вот мир: между вами безупречно ровная, жирная черта, переступить которую не хочется, да и не представляется возможным. Мир, как кажется, — это нечто огромное и зубастое, а ты — существо маленькое и слабое. Ты можешь тоже отрастить клыки и начать кусаться. Можешь спрятаться, забиться в угол своей маленькой комнаты. А можешь встать на пороге и — о, да, это возможно! — наблюдать, ничего не боясь. Последний вариант выбирает Алиса — смешная девочка с зелёными волосами, героиня нового фильма Анны Меликян "Русалка".

По сюжету Алиса (Маша Шалаева), отучившись в школе для умственно отсталых детей, переезжает из приморского городка в Москву. Алиса не разговаривает, не носит платьев, не красится и работает в костюме "телефонной трубки". Она умеет исполнять желания, правда, однажды обещает себе никогда этого не делать: один раз, не поступив в институт, она получает место тут же сбитого машиной абитуриента.

Всё меняется в корне, когда Алиса встречает Сашу: красивого, умного, обаятельного (Евгений Цыганов). Он прыгает с моста, она — за ним; он идёт по встречной полосе — она волшебным образом отводит в сторону мчащиеся на него машины. И всё бы хорошо, но он устал от жизни, он ничего не замечает вокруг, он словно бы и впрямь хочет умереть. В довершение ко всему у него есть девушка — длинноногая Рита (Ирина Скриниченко), с огромными ногтями и, как кажется, полнейшим отсутствием всякой души.

Идеальная история о странной девочке разбавляется сюрреалистическими снами-фантазиями, прекрасным юмором и почти фрейдистскими метафорами. Два ключевых момента фильма сопряжены с темой секса и предательства: в детстве Алиса застаёт свою мать бесстыдно отдающейся заезжему моряку, после чего девочка перестаёт говорить; позже она врывается в спальню к любимому Саше, похотливо любящему свою длинноногую подругу.

Алиса чище, чем окружающий её мир, чем этот огромный город и люди в нём. Недаром сюжетная линия перекликается с андерсеновской "Русалочкой": и причастностью к водной стихии, зелёными волосами и нестандартной внешностью героини, спасением "прекрасного принца" и финалом.

Актёрские работы безупречны: безусловно талантливый Евгений Цыганов, удивительная Маша Шалаева, весёлая Мария Сокова. Восхищение вызывает и музыкальная составляющая: замечательный звуковой ряд "Русалки" написан композитором Игорем Вдовиным, в чьём послужном списке замечены такие фильмы, как "Меченосец", "Богиня", "Жесть", работа над альбомом "Вендетта" певицы Земфиры и ещё много-много прекрасных дел. Режиссёрская работа Анны Меликян, динамика, темп — всё в "Русалке" соблюдено с абсолютной точностью, не делая, однако, фильм чересчур "правильным", неживым.

Собственно, чтобы сказать об этом фильме что-то плохое — надо очень постараться. Можно, конечно, делать сомнительные сравнения с "Амели" и рядом других фильмов, посвящённых "маленьким людям", странным мальчикам и девочкам; можно (наверное) отыскать мелкие помарки, ошибки и просчёты. Но придирки эти будут иметь крайне невнятный характер: право, не стоит делать из кинокартины подопытную зверушку; кино ведь нужно смотреть, а не препарировать с дотошностью юного лаборанта.

Притча об одиночестве удалась, её героиня жила, любила и окончила свою историю как и положено истинной Русалке. Разделительная черта никуда не делась, нет: кто-то по-прежнему живёт с одной её стороны, а кто-то — с другой. Все эти странные девочки и мальчики, как падающие звёзды: раз! — и их уже нет. Жаль только одного: прекрасный принц по Андерсену так и не узнает, кто его спас. "Я тебя ищу", — говорит Саша своей холодной подруге, несмотря на то, что ищет совсем не её. Что уж поделать: стоящего на пороге мир легко может схватить своими клыками и утащить. Такое случается.



Источник: www.nashfilm.ru
   
© 2007