Добавить в избранное
Стэнли Кубрик

Рецензии фильма Космическая одиссея 2001 года

Творчество Кубрика, как всегда, неоднозначно и сложно. Этот фильм, созданный им в соавторстве с известным писателем — фантастом Артуром Кларком, представляет собой взгляд на соотнесение человека и Вселенной. Фильм "2001 — космическая Одиссея" относится к научно-фантастическим фильмам.

О чем же этот фильм? Сложно сказать. Есть ряд сюжетов, которые практически не соприкасаются друг с другом, объединенные одной деталью, явно внеземного происхождения. Только в каждом эпизоде эта деталь появляется по-разному и на разных планетах. Формы и существование другого разума, космоса как такового, всегда интересовали писателей и режиссеров, являясь почвой, взрывом фантазии, на которой произрастают самые невиданные варианты и вариации развития этой тематики. Вполне возможно, что Кубрик хотел рассказать нам о непознаваемости инопланетного разума, о его взаимосвязи с бесконечностью Вселенной, о существовании иных миров и галактик, добраться до которых пока может быть и не под силу человеку.

Может быть, этот фильм о космосе, о разуме вообще, и о различных его воплощениях и формах. А, может быть, этот фильм — о развитии человечества, толчком для которого послужил все тот же космический разум. Этот фильм очень напоминает знаменитый кубик Рубика, или мозаику, на худой конец — всем известную детскую игрушку в виде подзорной трубы, вращая которую, можно каждый раз получать новые сочетания разноцветных стекляшек. Как вы сложите свой узор, канву фильма, так и будет. То есть, все зависит только от зрителя и от его точки зрения. Этому в немалой степени способствует неторопливость действия, почти его зависание в некоторых эпизодах и сценах. Для Вечности и Вселенной время — категория относительная, и человеческая жизнь среди тьмы и холода космоса подобна мгновенной вспышке, секундной золотой точке, а, может быть, и того меньше.

Вообще, что есть Вселенная вокруг нас? Гармония или абсурд? Или гармония абсурда? Мы вряд ли можем точно сказать, как ее видит Стенли Кубрик. Каждый зритель в этом фильме найдет что-то свое.

На мой взгляд, Кубрику присуща двойственность философии, и отражение этой двойственности мы можем найти в любом фильме. Его нельзя отнести ни к категоричным пессимистам, ни к категоричным оптимистам. Скорее, его истина, понимание взаимосвязи вещей, природы как некоего макрокосмоса, человека и космического разума находится посередине этой двойственности, в некой гармонии и соотношении. При нарушении каких-либо условий гармония нарушается, и потому возможен печальный исход событий. И, наоборот, если человеку удается сделать правильный выбор и избежать неправильных решений, то эта гармония может быть сохранена. В таком случае, мы можем говорить и о значимости для С. Кубрика проблемы правильности выбора и ответственности человека за принимаемые решения вообще.

Скорее всего, человечество в ближайшем будущем вряд ли найдет ответы на все загадки космоса. И мы не сможем сказать, что же ждет каждого, кто рискнет своей жизнью и отправится бороздить бескрайнее безвоздушное и такое холодное пространство.

К своеобразию творческой манеры Стенли Кубрика также можно отнести графичность эпизодов, четкость построения каждой сцены, многократную выверенность мимики, жестов и движения персонажей в целом. Действие очень неторопливо, и кажется, будто все происходит в замедленной съемке. Кубрик очень своеобразно использует музыку разных жанров в ткани фильма при безупречном ее качестве. Если вы любите интеллектуальное кино или просто устали от пустых и бессодержательных фильмов, посмотрите фантастический фильм Стенли Кубрика "2001: космическая Одиссея". Может быть, вы найдете свои ответы на загадки Стенли Кубрика. К тому же диск отлично сделан, а качество звука всем любителям фантастических фильмов доставит неизгладимое удовольствие.



Источник: www.spbvideo.ru
   
© 2007